Психология обучения: определение и виды
8 июля 2021 г.
Психология обучения помогает исследователям, преподавателям и работодателям понять, что такое обучение и как оно работает. Психологи согласны с тем, что существуют разные методы обучения, и некоторые люди находят одни методы обучения более легкими, чем другие. Существует много подходов к исследованию и применению психологии обучения, но большинство исследований сосредоточено на том, как окружающая среда может создавать новые модели поведения, влияющие на то, как человек учится. В этой статье мы обсудим, что такое психология обучения, типы поведенческого обучения и приведем примеры каждого из них.
Что такое психология обучения?
Психология обучения — это наука, охватывающая теории о том, как психология связана с тем, как люди учатся. Ученые выдвинули множество теорий обучения, основанных на различных дисциплинах, в том числе:
Бихевиоризм
неврология
Социальное познание
Социальный конструктивизм
Несмотря на долгую историю развития теории, эта область очень активна с современными приложениями. Недавние исследования были сосредоточены на том, как учащиеся учатся как в классе, так и вне его, чтобы разработать новые подходы к обучению, тестированию и выполнению домашних заданий, а также повысить мотивацию и вовлеченность учащихся.
Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)
Что такое поведенческая теория обучения?
Теория поведенческого обучения, первая и наиболее известная точка зрения психологии обучения, представляет собой концепцию, которая фокусируется на том, как наблюдаемые события во внешней среде человека влияют на то, как он осваивает новое поведение. Ранние бихевиористы искали альтернативу тому, чтобы полагаться на внутренние чувства и воспоминания, чтобы описать, как и почему люди учатся именно так, как они это делают. Они чувствовали, что измеримый, наблюдаемый метод сделает изучение темы более доступным и надежным. Психологи продолжают развивать эту теорию, а некоторые преподаватели применяют методы поведенческого обучения в классе, чтобы мотивировать учащихся и помочь им учиться более эффективно.
Связанный: [What Is Behavioral Psychology? Definitions, Types and Applications](https://buom.ru/career-advice/finding-a-job/what-is-behavior-psychology)
3 основных типа поведенческого обучения
Согласно теории поведенческого обучения, поведение лучше всего изучать при объективном наблюдении. Обычно он включает в себя следующие понятия:
1. Классическое кондиционирование
Классическое обусловливание описывает процесс обучения через ассоциации, связывая стимул с реакцией. Физиолог Иван Павлов открыл эту концепцию и тщательно изучил ее, сначала используя собаку в качестве объекта, а затем привлекая к своей работе детей. Классическое обусловливание включает четыре элемента:
Безусловный раздражитель: безусловный раздражитель естественным образом вызывает реакцию.
Условный раздражитель: условный раздражитель сочетается с безусловным, чтобы вызвать один и тот же ответ.
Безусловный ответ: безусловный ответ возникает естественным образом как реакция на безусловный раздражитель.
Условная реакция: условная реакция возникает, когда ранее нейтральный стимул вызывает автоматическую реакцию. Условные реакции требуют обучения классическому обусловливанию.
Пример: Павлов проверял классическую обусловленность в своих знаменитых экспериментах с собаками. Перед началом дрессировки Павлов установил, что у собаки выделяется слюна при виде еды, потому что она знает, что скоро будет есть. Затем он ввел колокольчик в качестве нейтрального раздражителя. Собака не видела связи между звонком и едой. Павлов тренировал собаку, звоня в колокольчик и давая ей еду. В конце концов, собака поняла, что звон колокольчика означает, что она скоро получит еду, поэтому у нее выделялась слюна каждый раз, когда Павлов звонил в колокольчик.
В примере с собакой Павлова еда является безусловным раздражителем, а слюноотделение — безусловной реакцией. После условного рефлекса звонок становится условным раздражителем, а слюноотделение — условной реакцией.
2. Оперативное обусловливание
Идея оперантного обусловливания была впервые изучена психологом Эдвардом Торндайком, а затем расширена и развита психологом Б. Ф. Скиннером. Теория утверждает, что последствия наших предыдущих действий определяют то, как мы выбираем поведение. Если человек делает что-то, что приводит к наказанию, он с меньшей вероятностью повторит это. Однако, если их поведение приведет к награде, они, скорее всего, сделают это снова. Из-за связи между поведением и последствиями оперантное обусловливание имеет две ключевые концепции:
Армирование
Подкрепление является ключевой концепцией оперантного обусловливания и относится к событию, которое увеличивает частоту следующего за ним поведения. Это может быть отрицательным или положительным, так как оба варианта использования усиливают поведение. Используя графики подкрепления, которые определяют, когда и как часто возникает оперантное обусловливание, исследователи и преподаватели могут определить, насколько быстро и эффективно человек усваивает новое поведение. В ситуациях положительного подкрепления человек получает вознаграждение за определенное поведение. В ситуациях отрицательного подкрепления поведение человека приводит к устранению неблагоприятного события.
Пример: Сьюзи понимает, что когда она улыбается своему ребенку, ребенок улыбается в ответ. Она наслаждается последствиями своего поступка, поэтому продолжает это делать. Улыбка ребенка является положительным подкреплением. Сьюзи также знает, что когда ее ребенку нужно сменить подгузник, он плачет. Сьюзи всегда сразу меняет ребенку подгузник, чтобы он не плакал. Плач ребенка является негативным подкреплением.
Наказание
Наказание — еще одна ключевая концепция оперантного обусловливания. Как положительные, так и отрицательные наказания влияют на поведение, уменьшая поведение, связанное с его последствиями. Положительное наказание – это то, что человек получает, что приводит к отрицательному результату, в то время как отрицательное наказание предполагает отнятие чего-либо после того, как произошло неблагоприятное поведение.
Пример: если учащийся забыл подготовиться к тесту и в результате получил плохую оценку, он, скорее всего, не забудет подготовиться к следующему тесту. Поскольку поведение (забывание учиться) снижается, это пример положительного наказания. Если родители учащегося забрали игровую приставку из-за плохой оценки за тест, они подвергались отрицательному наказанию, потому что удаление чего-то благоприятного предотвращает повторение поведения.
3. Наблюдательное обучение
Научение через наблюдение происходит, когда человек учится тому или иному поведению, наблюдая за тем, как это делают другие. Этот метод обучения показывает, что люди могут усваивать информацию из внешней среды и развивать новые привычки на основе наблюдений. Когда человек наблюдает за тем, как другие люди реагируют на незнакомую ситуацию, он обычно реагирует на событие точно так же. Эти экземпляры устраняют необходимость в кондиционировании.
Пример: Ученик поступает в новую школу и замечает, что утренний распорядок в классе отличается от распорядка в его прошлой школе. Они знакомятся, наблюдая за тем, что делают другие ученики, и следуя им, пока поведение не станет привычкой. Учащийся в этом случае изменил свое поведение на основе обучения через наблюдение.