Теория атрибуции: подробное руководство

25 ноября 2021 г.

Теория атрибуции стремится объяснить, как люди воспринимают различные причины успеха и неудачи. Независимо от вашего происхождения и профессии, изучение теории атрибуции может помочь вам понять причины, лежащие в основе различных индивидуальных поступков и решений. Знание теории атрибуции может быть ценным навыком, и вы можете улучшить его, исследуя предмет. В этой статье мы обсуждаем, что такое теория атрибуции, описываем различные типы атрибуции и модели атрибуции, упоминаем популярные приложения теории атрибуции и показываем два примера использования теории атрибуции.

Что такое теория атрибуции?

Теория атрибуции изучает то, как люди используют имеющуюся в их распоряжении информацию для объяснения различных событий, происходящих вокруг них. В основном он анализирует, как люди собирают то, что они считают важной информацией, и объединяют их, чтобы сформировать мнение. Теория атрибуции обычно направлена ​​на оценку того, как люди определяют, вызвано ли определенное поведение внешними факторами или внутренними характеристиками человека.

Типы атрибуции

Основными видами атрибуции являются:

Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)

  • Прогнозирующая атрибуция: люди склонны приписывать прошлые или текущие события, которые влияют на их мнение и решения относительно будущих событий. Например, если вы хорошо справились с тестом после занятий в ночное время, вы можете заниматься в ночное время для будущих тестов.

  • Межличностная атрибуция: при обсуждении события, в котором участвуете вы и по крайней мере еще один человек, вы можете быть склонны представить ситуацию таким образом, чтобы представить себя в положительном свете. Например, когда вы рассказываете кому-то о ссоре, которая у вас была с другим человеком, вы, скорее всего, расскажете историю таким образом, чтобы предположить, что вы не виноваты в ссоре.

  • Объяснительная атрибуция: люди обычно используют объяснительную атрибуцию, чтобы понять причины определенного события, оптимистично или пессимистично. Например, если ваш автомобиль перестал работать должным образом, вы можете приписать это конкретной механической проблеме, если вы обычно оптимист, или плохим манерам вождения, если вы обычно пессимист.

Модели атрибуции

Некоторые из наиболее часто используемых моделей атрибуции:

Теория здравого смысла

Теория атрибуции, основанная на здравом смысле, впервые появилась в книге Фрица Хайдера «Психология межличностных отношений» и утверждает, что для возникновения определенного поведения необходимы как способности, так и мотивация. Способность относится к тому, позволяют ли наши характеристики и окружающая среда вести себя определенным образом. Мотивация относится к нашему желанию определенного поведения и количеству усилий, которые мы прилагаем, чтобы это произошло. Согласно этой модели, для возникновения определенного поведения требуются как способности, так и мотивация.

Соответствующий вывод

Соответствующая теория вывода была разработана Эдвардом Джонсом и Китом Дэвисом. Это предполагает, что, если человек действует социально приемлемым образом, люди с меньшей вероятностью сделают выводы относительно личности и мотивации соответствующего человека. Верно и обратное: если человек ведет себя социально нежелательным образом, люди с большей вероятностью воспримут это как личную характеристику.

Ковариационная модель Келли

Модель ковариации была разработана Гарольдом Келли и предполагает, что люди обычно используют три типа информации, когда пытаются понять, что поведение другого человека мотивировано внутренней или внешней мотивацией. Три типа:

  • Консенсус: будут ли другие люди действовать аналогичным образом, если они столкнутся с похожей ситуацией. Если мы приходим к выводу, что другие поступили бы так же, мы обычно делаем меньше выводов относительно поведения человека.

  • Отличительность: будет ли человек, демонстрирующий определенное поведение, вести себя так же в других ситуациях. Если мы приходим к выводу, что человек действует определенным образом только в определенной ситуации, мы обычно приписываем поведение ситуации, а не человеку.

  • Последовательность: действует ли человек одинаково в конкретной ситуации, даже если это происходит несколько раз. Если мы приходим к выводу, что человек действует по-разному в сходных ситуациях, нам обычно труднее объяснить поведение.

Трехмерная модель Вайнера

По словам Бернарда Вайнера, атрибуция различается тремя способами:

  • Локус: Относится к источнику успеха или неудачи человека. Локус может быть либо внутренним, что означает, что качества или недостатки человека являются источниками его успеха или неудачи, либо внешним, что означает, что внешняя сила способствовала наблюдаемому результату.

  • Стабильность: Относится к относительной продолжительности источника для успеха или неудачи. Он может быть либо относительно стабильным, что означает, что он, вероятно, будет постоянной и неотъемлемой частью человека, либо неустойчивым, что означает, что человек или внешние силы, контролирующие его, должны время от времени обновлять его, чтобы он производил те же результаты.

  • Управляемость: относится к степени, в которой рассматриваемое лицо может влиять на атрибуцию. Он может быть либо контролируемым, что означает, что действия человека либо увеличивают, либо уменьшают шансы на успех или неудачу, либо неконтролируемым, что означает, что случайные внешние силы, такие как удача, определяют результат.

Приложения к теории атрибуции

Большинство людей неосознанно применяют теорию атрибуции при оценке повседневных ситуаций. Вот некоторые общие области, в которых используются аспекты теории атрибуции:

  • Право: судьи и присяжные могут использовать теорию атрибуции при принятии решений, особенно при попытке определить, предполагают ли намерения и действия подсудимого преступное поведение.

  • Клиническая психология. Клинические психологи могут использовать теорию атрибуции для изучения того, как пациенты склонны приписывать свои успехи и неудачи.

  • Маркетинг: Специалисты по маркетингу могут использовать элементы теории атрибуции для определения причинно-следственных связей между их маркетинговой стратегией и действиями потребителей.

Примеры теории приложений

Рассмотрим эти два примера теории приложений:

Пример 1

Пытаясь определить, сможете ли вы или другой человек пробежать полный марафон, вы можете использовать теорию здравого смысла. Согласно этой теории, способность человека выполнять такую ​​физически сложную задачу зависит от его способностей и мотивации. В этой конкретной ситуации способность относится к физическим качествам человека, а мотивация относится к его стремлению пожертвовать своей энергией для завершения марафона.

Пример 2

Наблюдая за теннисным матчем, человек в зале иногда аплодирует. Согласно ковариационной модели Келли, если все остальные аплодируют одновременно, консенсус высок. Если аплодирует только человек, о котором идет речь, консенсус низкий. Если человек аплодирует только тогда, когда один из двух игроков наносит захватывающий удар, различимость высока. Если они аплодируют в случайное время, различимость низка. Если человек всегда аплодирует на теннисных матчах, последовательность высока. Если они редко аплодируют во время теннисного матча, постоянство низкое.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *