Наблюдательное обучение: определение и примеры

Обучение через наблюдение относится к процессу, в котором кто-то учится, наблюдая, а затем моделируя поведение других людей. Это полезная стратегия для обучения и улучшения личных и профессиональных навыков. В этой статье мы обсудим, что такое наблюдательное обучение и его преимущества, и приведем четыре этапа наблюдательного обучения с примерами.

Что такое наблюдательное обучение?

Обучение через наблюдение также называют формированием или моделированием, потому что оно включает в себя моделирование поведения других людей. Этот стиль обучения может иметь место в любой момент жизни человека, но в основном это происходит в детстве, когда дети учатся социализироваться, наблюдая за поведением взрослых вокруг них.

Психолог Альберт Бандура разработал теорию социального обучения, которая утверждала, что люди могут учиться и избегать поведения просто посредством наблюдения, то есть им не нужно повторять поведение, чтобы понять его последствия. Например, если ребенок наблюдает, как кого-то наказывают за негативное поведение, он будет избегать такого же поведения, чтобы избежать подобных последствий.

Преимущества наблюдательного обучения

Обучение через наблюдение происходит косвенно, а это означает, что с помощью этого метода не существует формального процесса преподавания или обучения. Люди просто учатся, наблюдая за другими и подражая тому, что они видят. Вот некоторые из ключевых преимуществ наблюдательного обучения:

  • Обучение новым навыкам: дети и взрослые могут осваивать новые навыки посредством обучения через наблюдение. Ребенок может научиться красить ногти, наблюдая за своей мамой, или взрослый может научиться поднимать тяжести, наблюдая за другими на видео.

  • Подкрепление позитивного поведения: некоторые люди могут научиться позитивному поведению, наблюдая за другими. Если учащийся видит, как его друга награждают конфетами за хорошие оценки в школе, учащийся может усердно работать, чтобы смоделировать подобное поведение, чтобы в будущем он мог получать конфеты.

  • Уменьшение негативного поведения: обучение через наблюдение также может уменьшить негативное поведение людей. Если коллега часто опаздывает на встречи и получает выговор от начальника, это отпугивает других от опозданий.

4 этапа обучения через наблюдение

Альберт Бандура утверждал, что для обучения через наблюдение необходимо пройти четыре этапа:

1. Внимание

Если человек собирается чему-то научиться у кого-то другого, он должен полностью сосредоточиться на человеке и поведении, которое он демонстрирует. Есть несколько факторов, влияющих на способность человека концентрироваться и уделять все свое внимание:

  • Физическое сходство: наблюдатели иногда обращают больше внимания на других людей того же пола или возраста.

  • Престиж: На наблюдателей больше влияют люди, которых они считают привлекательными, успешными или выдающимися.

  • Здоровье: если наблюдатель болен или устал, он может быть не в состоянии полностью сфокусироваться на объекте, за которым наблюдает. Это может повлиять на их способность позже имитировать поведение, которому они научились.

2. Удержание

Второй этап обучения через наблюдение — это способность сохранять информацию, полученную посредством наблюдения. Отвлеченный или несфокусированный ученик с меньшей вероятностью запомнит то, что он выучил. Если это произойдет, им, возможно, придется вернуться к первому этапу и снова стать свидетелем поведения, чтобы смоделировать или избежать его.

3. Воспроизведение

Третий этап обучения – это способность воспроизводить поведение, которому они научились, путем наблюдения и сохранения информации. Им может потребоваться воссоздать поведение несколько раз, прежде чем оно будет успешно завершено. Способность человека успешно воссоздавать поведение зависит от нескольких факторов:

  • Возраст или физические данные: если маленький ребенок наблюдает, как бейсболист делает хоумран, он может попытаться повторить это действие до того, как физически сможет его выполнить.

  • Уровень способностей: если малыш наблюдает за тем, как его родитель складывает полотенца, и пытается подражать этому поведению, скорее всего, ему потребуется длительное время, чтобы выполнить это правильно. Это связано с тем, что двигательные навыки ребенка не полностью развиты до такого уровня способностей.

  • Сложность усвоенного поведения: время, необходимое для успешного воспроизведения поведения, зависит от того, просто или сложно его смоделировать. Если поведение простое, например, взрослый наблюдает, как кто-то моет машину, то учащийся, скорее всего, с легкостью смоделирует такое поведение. Если это сложно, это может занять больше времени и усилий.

4. Мотивация

Мотивация – это желание учащегося изучить поведение, которое они наблюдают. Если кто-то наблюдает за поведением, но у него нет мотивации сохранять информацию, он с меньшей вероятностью воспроизведет его. Есть несколько мотивирующих факторов, которые могут вдохновить кого-то моделировать или избегать определенного поведения. Например, вы можете предлагать вознаграждения для поощрения положительного поведения и штрафы, чтобы воспрепятствовать отрицательному поведению.

Примеры обучения через наблюдение

Вот несколько примеров наблюдательного обучения:

Моделирование поведения у взрослых

Супружеская пара решает пойти на ужин и съесть суши. Они никогда раньше не пользовались палочками для еды, поэтому наблюдают за некоторыми другими людьми в ресторане, которые используют палочки для еды. Они тренируются несколько раз и затем могут успешно использовать свои палочки для еды, чтобы есть суши.

Моделирование поведения у детей

Ребенок наблюдает, как его родитель подбрасывает бейсбольный мяч в воздух, а затем бьет его бейсбольной битой. Ребенок пытается подражать действиям родителей, но не может, потому что ему всего 4 года и его моторика еще не развита. После нескольких месяцев практики они, наконец, могут бросать мяч и бить по нему битой.

Отрицательная мотивация

Ученик дошкольного возраста наблюдает, как его одноклассник избивает другого ученика. Затем они видят, как подходит их учитель и делает выговор однокласснику за его негативные действия. Учащийся узнает из такого поведения, что он не должен бить других и будет избегать этого в будущем.

Положительная мотивация

Дома двое братьев и сестер играют со своими игрушками. Когда приходит время убираться, младшая сестра уходит и позволяет старшему брату сделать уборку. Позже сестра видит, как ее брат получает печенье за ​​то, что убрал беспорядок, который они устроили. В следующий раз, когда они играют, сестра помогает брату убраться, а также получает печенье. Она повторяет это поведение каждый раз, когда они играют вместе, зная, что, скорее всего, получит награду.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *