Наблюдательное обучение: определение и примеры

Обучение через наблюдение относится к процессу, в котором кто-то учится, наблюдая, а затем моделируя поведение других людей. Это полезная стратегия для обучения и улучшения личных и профессиональных навыков. В этой статье мы обсудим, что такое наблюдательное обучение и его преимущества, и приведем четыре этапа наблюдательного обучения с примерами.

Что такое наблюдательное обучение?

Обучение через наблюдение также называют формированием или моделированием, потому что оно включает в себя моделирование поведения других людей. Этот стиль обучения может иметь место в любой момент жизни человека, но в основном это происходит в детстве, когда дети учатся социализироваться, наблюдая за поведением взрослых вокруг них.

Психолог Альберт Бандура разработал теорию социального обучения, которая утверждала, что люди могут учиться и избегать поведения просто посредством наблюдения, то есть им не нужно повторять поведение, чтобы понять его последствия. Например, если ребенок наблюдает, как кого-то наказывают за негативное поведение, он будет избегать такого же поведения, чтобы избежать подобных последствий.

Преимущества наблюдательного обучения

Обучение через наблюдение происходит косвенно, а это означает, что с помощью этого метода не существует формального процесса преподавания или обучения. Люди просто учатся, наблюдая за другими и подражая тому, что они видят. Вот некоторые из ключевых преимуществ наблюдательного обучения:

Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)

  • Обучение новым навыкам: дети и взрослые могут осваивать новые навыки посредством обучения через наблюдение. Ребенок может научиться красить ногти, наблюдая за своей мамой, или взрослый может научиться поднимать тяжести, наблюдая за другими на видео.

  • Подкрепление позитивного поведения: некоторые люди могут научиться позитивному поведению, наблюдая за другими. Если учащийся видит, как его друга награждают конфетами за хорошие оценки в школе, учащийся может усердно работать, чтобы смоделировать подобное поведение, чтобы в будущем он мог получать конфеты.

  • Уменьшение негативного поведения: обучение через наблюдение также может уменьшить негативное поведение людей. Если коллега часто опаздывает на встречи и получает выговор от начальника, это отпугивает других от опозданий.

4 этапа обучения через наблюдение

Альберт Бандура утверждал, что для обучения через наблюдение необходимо пройти четыре этапа:

1. Внимание

Если человек собирается чему-то научиться у кого-то другого, он должен полностью сосредоточиться на человеке и поведении, которое он демонстрирует. Есть несколько факторов, влияющих на способность человека концентрироваться и уделять все свое внимание:

  • Физическое сходство: наблюдатели иногда обращают больше внимания на других людей того же пола или возраста.

  • Престиж: На наблюдателей больше влияют люди, которых они считают привлекательными, успешными или выдающимися.

  • Здоровье: если наблюдатель болен или устал, он может быть не в состоянии полностью сфокусироваться на объекте, за которым наблюдает. Это может повлиять на их способность позже имитировать поведение, которому они научились.

2. Удержание

Второй этап обучения через наблюдение — это способность сохранять информацию, полученную посредством наблюдения. Отвлеченный или несфокусированный ученик с меньшей вероятностью запомнит то, что он выучил. Если это произойдет, им, возможно, придется вернуться к первому этапу и снова стать свидетелем поведения, чтобы смоделировать или избежать его.

3. Воспроизведение

Третий этап обучения – это способность воспроизводить поведение, которому они научились, путем наблюдения и сохранения информации. Им может потребоваться воссоздать поведение несколько раз, прежде чем оно будет успешно завершено. Способность человека успешно воссоздавать поведение зависит от нескольких факторов:

  • Возраст или физические данные: если маленький ребенок наблюдает, как бейсболист делает хоумран, он может попытаться повторить это действие до того, как физически сможет его выполнить.

  • Уровень способностей: если малыш наблюдает за тем, как его родитель складывает полотенца, и пытается подражать этому поведению, скорее всего, ему потребуется длительное время, чтобы выполнить это правильно. Это связано с тем, что двигательные навыки ребенка не полностью развиты до такого уровня способностей.

  • Сложность усвоенного поведения: время, необходимое для успешного воспроизведения поведения, зависит от того, просто или сложно его смоделировать. Если поведение простое, например, взрослый наблюдает, как кто-то моет машину, то учащийся, скорее всего, с легкостью смоделирует такое поведение. Если это сложно, это может занять больше времени и усилий.

4. Мотивация

Мотивация – это желание учащегося изучить поведение, которое они наблюдают. Если кто-то наблюдает за поведением, но у него нет мотивации сохранять информацию, он с меньшей вероятностью воспроизведет его. Есть несколько мотивирующих факторов, которые могут вдохновить кого-то моделировать или избегать определенного поведения. Например, вы можете предлагать вознаграждения для поощрения положительного поведения и штрафы, чтобы воспрепятствовать отрицательному поведению.

Примеры обучения через наблюдение

Вот несколько примеров наблюдательного обучения:

Моделирование поведения у взрослых

Супружеская пара решает пойти на ужин и съесть суши. Они никогда раньше не пользовались палочками для еды, поэтому наблюдают за некоторыми другими людьми в ресторане, которые используют палочки для еды. Они тренируются несколько раз и затем могут успешно использовать свои палочки для еды, чтобы есть суши.

Моделирование поведения у детей

Ребенок наблюдает, как его родитель подбрасывает бейсбольный мяч в воздух, а затем бьет его бейсбольной битой. Ребенок пытается подражать действиям родителей, но не может, потому что ему всего 4 года и его моторика еще не развита. После нескольких месяцев практики они, наконец, могут бросать мяч и бить по нему битой.

Отрицательная мотивация

Ученик дошкольного возраста наблюдает, как его одноклассник избивает другого ученика. Затем они видят, как подходит их учитель и делает выговор однокласснику за его негативные действия. Учащийся узнает из такого поведения, что он не должен бить других и будет избегать этого в будущем.

Положительная мотивация

Дома двое братьев и сестер играют со своими игрушками. Когда приходит время убираться, младшая сестра уходит и позволяет старшему брату сделать уборку. Позже сестра видит, как ее брат получает печенье за ​​то, что убрал беспорядок, который они устроили. В следующий раз, когда они играют, сестра помогает брату убраться, а также получает печенье. Она повторяет это поведение каждый раз, когда они играют вместе, зная, что, скорее всего, получит награду.

Похожие записи

Добавить комментарий