Теория социального обучения: определение и основные понятия
Психологи стремятся понять поведение человека. Один из аспектов поведения, который они могут попытаться понять, — это почему люди демонстрируют определенное поведение. Некоторые считают, что люди учатся моделировать поведение, наблюдая за другими. В этой статье мы определяем, что такое теория социального обучения, перечисляем ее основные компоненты, сравниваем ее с теорией социального познания и приводим примеры реальных приложений этой теории.
Что такое теория социального научения?
Теория социального научения — это психологическая теория, разработанная Альбертом Бандурой. Эта теория предполагает, что люди учатся социальному поведению, наблюдая за другими, а затем имитируя поведение, которое они наблюдали. Люди могут учиться поведению у кого угодно. Сюда входят люди, которых они знают напрямую, например родители, сверстники или коллеги, или люди, которых они не знают, например спортсмены, знаменитости и влиятельные лица.
Теория социального научения включает в себя несколько процессов, которые влияют на то, приобретет ли кто-то новое поведение. Эти процессы включают в себя:
Внимание
Внимание относится к степени, в которой кто-то замечает поведение. Важно, чтобы кто-то замечал и понимал поведение, чтобы иметь возможность его моделировать. Это говорит о том, что вы можете быть свидетелем многих видов поведения каждый день, но не можете подражать всем из них, подчеркивая важность того, чтобы поведение было эффектным и достойным внимания.
Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)
Мотивация
Мотивация связана с желанием продемонстрировать поведение. Также называемое косвенным подкреплением, это происходит, когда люди узнают о поведении, наблюдая за последствиями, с которыми другие сталкиваются в зависимости от их действий. Например, кто-то, кто становится свидетелем положительного подкрепления за какое-то поведение, может почувствовать мотивацию подражать поведению. И наоборот, человек, наблюдающий негативные последствия поведения, может удержать его от направления поведения.
Воспроизведение
Воспроизведение относится к чьей-то способности моделировать поведение, которое они наблюдают. Это часто влияет на то, чувствует ли кто-то мотивацию, чтобы попытаться продемонстрировать такое поведение. Например, физические возможности, чувство страха или другие факторы могут ограничивать способность человека имитировать наблюдаемое поведение.
Удержание
Запоминание относится к тому, насколько хорошо человек помнит поведение. Для человека важно формировать память, когда он наблюдает за поведением, что позволяет ему запоминать поведение и моделировать его в будущем. Это очень важно, потому что социальное обучение часто происходит с течением времени, поэтому очень важно, чтобы люди запоминали поведение, которое они наблюдают.
Основные концепции теории социального обучения
Вот основные концепции теории социального обучения:
Люди могут учиться через наблюдение
Теория социального обучения предполагает, что люди могут учиться посредством наблюдения. Однако для этого не обязательно требуется, чтобы кто-то наблюдал, как другой человек занимается какой-либо деятельностью. Вместо этого они могут учиться поведению из поп-культуры и наблюдать за действиями других, слушая, читая или просматривая контент.
Основываясь на этой идее, наблюдательное обучение включает в себя три основные модели, а именно:
Живая модель: Живая модель включает в себя человека, разыгрывающего или демонстрирующего определенное поведение.
Символическая модель. Символическая модель включает вымышленных или реальных персонажей, демонстрирующих определенное поведение в книгах, фильмах, онлайн-СМИ или телевизионных программах.
Вербальная учебная модель: Вербальная учебная модель предоставляет описания или объяснения определенного поведения.
Наказание и подкрепление косвенно влияют на поведение и обучение.
Люди формируют ожидания будущих последствий на основе реакции на текущую реакцию. Если кто-то наблюдает положительное подкрепление поведения, он может почувствовать мотивацию учиться и моделировать поведение. Однако, если они увидят, что кого-то наказывают за негативное поведение, они могут расстроиться, чтобы продемонстрировать такое поведение.
Психическое состояние влияет на обучение
Теория социального научения признает, что внешнее и внутреннее подкрепление влияет на обучение и поведение. Хотя он признает, что внешнее подкрепление окружающей среды может влиять на поведение и обучение, он также признает влияние внутреннего подкрепления. Это включает в себя внутренние награды и мотивацию, такие как чувство гордости или удовлетворения или чувство выполненного долга.
Обучение не гарантирует изменений
Кто-то может продемонстрировать обучение, демонстрируя новое поведение. Однако некоторые знания могут быть не очевидны сразу. Обучение через наблюдение поддерживает идею о том, что люди могут узнавать новую информацию, не меняя своего поведения, чтобы продемонстрировать новое.
Теория социального научения против теории социального познания
Бандура создал обе теории, но социальная когнитивная теория представляет собой более детальный и специфический аспект теории социального научения. Социальная когнитивная теория связана с когнитивной теорией обучения, которая предполагает, что люди учатся у других, а затем учитывают когнитивные или личные факторы, окружающую среду и само поведение. Таким образом, социальная когнитивная теория говорит, что люди формируют свои внутренние и внешние силы в той же мере, в какой эти силы формируют их.
Реальные приложения теории социального обучения
Вот несколько примеров профессионалов, которые демонстрируют реальное применение теории социального обучения:
Социальные работники
Социальные работники могут использовать теорию социального обучения в качестве инструмента вмешательства. Это может быть эффективно для воздействия на новое поведение путем изменения подкрепления, связанного с причиной проблемы. Однако, чтобы успешно использовать это в качестве инструмента вмешательства, социальным работникам важно использовать другие дополнительные инструменты, такие как управление стрессом, символическое кодирование и косвенное подкрепление.
Исследователи
Исследователи часто используют теорию социального обучения, чтобы понять агрессивность и насилие и их связь с наблюдательным обучением. Они могут исследовать, как люди, особенно дети, могут научиться этому типу поведения, наблюдая за средствами массовой информации, такими как фильмы или видеоигры. И наоборот, исследователи могут также применить эту теорию, чтобы узнать больше о важности положительных образцов для подражания и их способности моделировать желаемое поведение и поощрять изменения.
Психологи
Некоторые психологи используют теорию социального научения, чтобы понять причины определенного поведения и настроения. Это может помочь им лучше понять, что побуждает людей менять свое поведение. Точно так же это может дать представление о том, почему люди принимают определенные решения, например, почему потребители покупают определенные продукты.
Учителя
Учителя могут использовать теорию социального обучения в своих классах, в частности, с помощью систем поощрений и наказаний. Основываясь на этой теории, если учащийся видит, что одноклассник получает положительное последствие за действие, он с большей вероятностью выполнит это действие самостоятельно. Это может помочь учителям улучшить поведение учащихся.
Менеджеры
Менеджеры могут использовать теорию социального обучения для моделирования желаемого поведения своей команды. Это исходит из теории, предполагающей, что убеждения, обратная связь, мораль, вознаграждение и мысли мотивируют поведение и успех. Сотрудники могут видеть, как их менеджеры демонстрируют определенное поведение, и учиться через физиологические состояния, вербальное убеждение и косвенный опыт.
Криминологи
Многие криминалисты применяют теорию социального обучения, чтобы понять преступное поведение и разработать теории о нем. Эта теория в сочетании с другими теориями поведения может предположить, насколько вероятно, что у кого-то разовьется преступное поведение на основе поведения, которому они подвергаются, и типов подкрепления, которые они видят на основе групповых норм. Исходя из этого, криминалисты обычно считают, что люди могут научиться преступному поведению в социальных и несоциальных ситуациях, в частности, с помощью прямого подкрепления, четких инструкций, наблюдения и косвенного подкрепления.