Как использовать матрицу решений

иллюстрация человека, указывающего на звезду с другими фигурами, парящими над ними

Матрица решений может быть полезным инструментом, когда вам нужно принимать решения на работе. Если вам нужно выбрать из списка вариантов, вы можете сравнить и сопоставить их друг с другом с помощью таблицы матрицы решений.

В этой статье мы объясним, как работают матрицы решений, и предложим шаги, которые позволят вам использовать логичный и рациональный подход к принятию решений.

Что такое матрица решений?

Матрица решений — это таблица принятия решений, которую можно использовать для оценки различных вариантов. Этот инструмент может упростить ваш процесс, потому что вам нужен только список вариантов и соответствующие или важные критерии для их оценки. Затем вы оцениваете каждый вариант, и вариант с наивысшей оценкой обычно представляет собой лучшее решение, поскольку оно больше всего соответствует вашим критериям. Использование матрицы решений позволяет вам сравнивать и сопоставлять ваши варианты в простом для чтения формате.

Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)

Матрицу решений также можно назвать:

  • Форма оценки критериев

  • Сетка решений

  • Анализ сетки

  • Теория полезности с несколькими атрибутами

  • Анализ возможностей

  • Матрица проблем

  • Матрица выбора проблем

  • Матрица Пью

  • Матрица выбора

Когда использовать матрицу решений

Вы можете использовать матрицу решений в различных ситуациях, от принятия решений до решения проблем. Этот инструмент хорошо работает, если у вас есть несколько вариантов, которые можно легко сравнить по одним и тем же критериям. Поскольку матрица решений фокусируется на вариантах ранжирования и рейтинга, ее лучше всего использовать для поддающихся количественной оценке бизнес-решений, которые основаны на логике, а не на эмоциях или личных предпочтениях.

Вы можете использовать матрицу решений для:

  • Выбор нового продукта или услуги для разработки

  • Выбор места для офиса

  • Выбор поставщика

  • Принятие решения о новом порядке работы

  • Покупка программного обеспечения или инструментов

Что-то вроде решения о найме может быть слишком сложным для матрицы решений, потому что вам также нужно смотреть на личности кандидатов и то, насколько хорошо они вписываются в вашу рабочую среду или команду. Вы основываете свою оценку того, кем они являются как люди, на своем восприятии, а не на логическом определении.

Как использовать матрицу решений

Вы можете использовать следующие шаги для создания и использования матрицы решений:

1. Перечислите свои варианты

Когда вам нужно принять решение, определите, какие варианты вы хотите оценить и сравнить друг с другом. Затем вы начнете создавать матрицу решений, перечислив эти варианты в виде строк таблицы. Например, если вам нужно выбрать, какой из нескольких вариантов программного обеспечения вы хотите приобрести для своего офиса, левая часть матричной таблицы может выглядеть так:

Опции Программное обеспечение A Программное обеспечение B Программное обеспечение C Программное обеспечение D

2. Определите свои критерии

Теперь вам нужно определить критерии, которые помогут вам принять решение. Хотя вы можете провести мозговой штурм по длинному списку критериев, вы, вероятно, захотите сузить его до восьми факторов, чтобы не перегружать себя. Подумайте о наиболее важных критериях вашего решения. Затем вы перечислите эти элементы в качестве столбцов вашей матричной таблицы. На примере программного обеспечения для покупки вы можете создать следующие столбцы критериев:

Опции Цена Особенности Интеграция Поддержка клиентов Программное обеспечение A Программное обеспечение B Программное обеспечение C Программное обеспечение D

3. Взвесьте свои критерии

Когда вы составили свой список критериев, вы определили, какие факторы имеют наибольшее значение. Теперь вы должны присвоить им веса, гарантируя, что вы не относитесь к критериям одинаково, когда некоторые из них имеют большее значение, чем другие. В зависимости от того, сколько у вас критериев, вы можете ранжировать их от наиболее важных до наименее важных. Используя пример программного обеспечения, вы можете ранжировать четыре критерия по шкале от одного до четырех. Вы определяете, что:

  • Цена имеет вес 4 (самый важный).

  • Особенности имеют вес 3.

  • Интеграция имеет вес 2.

  • Обслуживание клиентов имеет вес 1 (наименее важный).

После того, как вы определили свои веса, создайте строку под критериями. Вы поместите их соответствующие номера в эти ячейки. Вы будете использовать эти цифры позже, чтобы оценить вариант и принять окончательное решение.

Опции Цена Особенности Интеграция Поддержка клиентов Вес 4 3 2 1 Программное обеспечение A Программное обеспечение B Программное обеспечение C Программное обеспечение D

4. Оцените свои варианты

Затем вам нужно создать шкалу оценки, чтобы оценить, насколько хорошо каждый вариант соответствует критериям. Обычно используется шкала от одного до пяти, где один представляет собой плохую оценку, а пять — отличную оценку. Однако вы можете использовать как большую, так и маленькую шкалу по своему усмотрению, независимо от того, оцениваете ли вы элементы от одного до трех или от одного до 10. Затем определите, что представляет каждое число на шкале. После того, как вы определили свою оценку, пролистайте таблицу и присвойте оценки каждому варианту.

Используя пример, вариант программного обеспечения, получивший пять баллов по критерию функций, означает, что он имеет все функции, которые вы искали. Между тем, вариант программного обеспечения, получивший один балл, означает, что в нем очень мало функций, которые вы искали.

В этом примере мы оценим каждый элемент от одного до пяти.

Опции Цена Особенности Интеграция Поддержка клиентов Вес 4 3 2 1 Программное обеспечение A 3 5 1 3 Программное обеспечение B 4 4 3 2 Программное обеспечение C 3 2 4 3 Программное обеспечение D 2 3 4 5

5. Подсчитайте взвешенные баллы

Вы оценили каждый вариант, и теперь вы должны использовать вес критериев для определения взвешенных оценок. Для этого пролистайте таблицу и умножьте каждый балл на вес критерия. Этот расчет определяет взвешенные оценки вариантов и учитывает различные уровни важности критериев. Например, программное обеспечение А получило три балла по цене, а вы определили, что вес цены равен четырем. Следовательно, его взвешенная оценка ценообразования равна 12.

Опции Цена Особенности Интеграция Поддержка клиентов Вес 4 3 2 1 Программное обеспечение A 3 x 4 = 12 5 x 3 = 15 1 x 2 = 2 3 x 1 = 3 Программное обеспечение B 4 x 4 = 16 4 x 3 = 12 3 x 2 = 6 2 x 1 = 2 Программное обеспечение C 3 x 4 = 12 2 x 3 = 6 4 x 2 = 8 3 x 1 = 3 Программное обеспечение D 2 x 4 = 8 3 x 3 = 9 4 x 2 = 8 5 x 1 = 5

6. Примите решение

После того, как вы подсчитали взвешенные баллы, вам нужно добавить их. Поместите сумму итоговых значений каждого варианта в столбец «Оценка» в конце таблицы. Теперь, когда у вас есть итоговые значения, вы можете увидеть, какой вариант набрал наибольшее количество баллов по всем критериям. Это лучший выбор, основанный на ваших желаниях или потребностях, что позволяет вам принять окончательное решение.

Опции Цена Особенности Интеграция Поддержка клиентов Баллы Вес 4 3 2 1 Программное обеспечение A 3 x 4 = 12 5 x 3 = 15 1 x 2 = 2 3 x 1 = 3 32 Программное обеспечение B 4 x 4 = 16 4 x 3 = 12 3 x 2 = 6 2 x 1 = 2 36 Программное обеспечение C 3 x 4 = 12 2 x 3 = 6 4 x 2 = 8 3 x 1 = 3 29 Программное обеспечение D 2 x 4 = 8 3 x 3 = 9 4 x 2 = 8 5 x 1 = 5 30

В некоторых ситуациях вы можете не полагаться исключительно на матрицу решений. Например, один вариант может иметь наивысший общий балл, но может иметь более низкий балл по наиболее важным для вас критериям. Вы можете провести дополнительные обсуждения или оценки, чтобы определить, какой вариант наиболее подходит для вас, но матрица, по крайней мере, предлагает надежную отправную точку для принятия решения.

Пример матрицы решений

Вам нужно выбрать новое офисное помещение для вашей компании и иметь список из четырех вариантов. Далее вы определяете критерии и ранжируете их важность:

  • Цена имеет вес 4 (самый важный).

  • Размер имеет вес 3.

  • Местоположение имеет вес 2.

  • Удобства имеют вес 1 (наименее важный).

Затем создайте рейтинговую шкалу, которая определяет, как вы оцениваете каждый вариант по критериям. Вы решаете, что будете оценивать их от одного до пяти, где пять — это отличная оценка, а одна — плохая. Используя всю эту информацию, вы можете создать следующую матрицу решений:

Опции Размер Цена Расположение Удобства Баллы Вес 3 4 2 1 Офис A 2 x 3 = 6 3 x 4 = 12 1 x 2 = 2 2 x 1 = 2 22 Офис B 4 x 3 = 12 4 x 4 = 16 3 x 2 = 6 3 x 1 = 3 37 Офис C 5 x 3 = 15 4 x 4 = 16 4 x 2 = 8 4 x 1 = 4 43 Офис D 3 x 3 = 9 2 x 4 = 8 2 x 2 = 4 3 x 1 = 3 24

Глядя на итоги, вы можете видеть, что Office C получил наивысший балл и, таким образом, представляет собой ваш лучший вариант.

Альтернативы принятия решений

Матрица решений не всегда лучший метод. Рассмотрите одну из этих альтернатив, чтобы помочь вам сделать свой выбор:

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *