Лидеры и наставники: особенности и различия
И лидеры, и наставники — это люди, способные направлять и развивать других, и отношения, которые они поддерживают со своими подчиненными или подопечными, основаны на доверии. Оба типа показателей являются ключевыми для стимулирования личного и профессионального роста сотрудников, но они различаются по тому, как они выполняют эту функцию. Если вы находитесь в роли, которая включает в себя надзор за сотрудниками, вы можете использовать элементы как лидеров, так и наставников, чтобы получить максимальную отдачу от вашей группы. В этой статье мы даем определение лидерам и наставникам и исследуем некоторые ключевые различия между ними.
Кто такой лидер?
Лидер — это человек, который ведет группу, такую как команда, отдел или бизнес, в том направлении, которое, по их мнению, является правильным. Лидер пытается принимать решения, которые приносят пользу всей группе, и решать проблемы на организационном уровне, позволяя группе продвигаться к ее общим целям. Лидеры также назначают задачи членам группы в зависимости от их сильных сторон.
Эффективные лидеры часто мотивируют своих подчиненных совершенствоваться, поощряя их, признавая хорошо выполненную работу, награждая за успехи и предлагая обратную связь. Они также могут способствовать развитию чувства товарищества, поэтому отдельные члены группы желают приносить пользу группе.
Что такое наставник?
Наставник — это опытный и знающий в какой-либо области человек, который берет на себя инструктивную и консультативную роль подопечного, имеющего меньше опыта. Наставник может направлять подопечного к росту, давая советы, помогая выявить проблемы и выступая воодушевляющей фигурой. В бизнес-среде наставники могут также обучать и развивать сотрудников, и наставники нередко дают советы лидерам или сами являются лидерами.
Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)
Отношения наставника и подопечного часто длятся долго, подобно дружбе или динамике родителей и детей. Функция наставника состоит в том, чтобы быть источником поддержки, позволяя подопечным в конечном итоге принимать собственные решения о направлениях, которые они выбирают.
Основные различия между лидерами и наставниками
Хотя есть области совпадения, и лидеры также могут быть наставниками, есть некоторые ключевые различия между концепциями лидеров и наставников, рассматриваемых отдельно друг от друга. Области отличия включают:
Формальный против случайного
Лидерство — это скорее формальная роль в организации с определенной иерархической разницей между лидером и подчиненными. Из-за этого обсуждения между лидерами и младшими, скорее всего, будут касаться профессиональных вопросов, таких как прогресс в выполнении задания или вопросы для уточнения инструкций. Напротив, наставничество более непринужденно. Наставляемый, скорее всего, будет чувствовать себя более свободно, обращаясь к своему наставнику как по личным, так и по профессиональным вопросам. Таким образом, случайный характер отношений между наставником и подопечным носит более целостный характер, обращаясь к более широкому спектру качеств, которые следует развивать у подопечного.
Группа против себя
Лидерство сосредоточено на продвижении группы наилучшим и наиболее выгодным образом и позволяет успеху группы улучшить положение каждого человека. Например, режиссер фильма может быть больше озабочен общим качеством фильма, чем личным продвижением какого-либо одного актера, но хорошо принятый конечный продукт также может повысить спрос на задействованных актеров.
Целью наставничества является личностное развитие. Улучшая личность, отношения наставника и подопечного способствуют успеху группы. В примере с фильмом наставник подобен опытному актеру, который дает совет неопытному. Опытный актер, возможно, уже работал с режиссером раньше, поэтому он может дать совет, как взаимодействовать с этим режиссером и создавать сцены так, как нравится режиссеру.
Развитие против адвокации
Лидеры и наставники разными способами помогают добиться от других наилучших результатов. Лидеры мотивируют своих подчиненных на достижение целей, которые показывают, что они могут справиться с определенными обязанностями, в то время как наставники выражают энтузиазм или веру в способности своих подопечных. В бизнес-среде лидер должен знать, что его младшие сотрудники соответствуют ключевым показателям прогресса, прежде чем он сможет позволить им взять на себя большую ответственность, поэтому он развивает сотрудников, прося их выполнить этапы и результаты. Наставник, однако, демонстрирует поддержку через поощрение, вселяя в подопечного уверенность в том, что он может развиваться самостоятельно.
Инструкции против руководства
И лидеры, и наставники могут влиять на действия других, но их манера делать это может различаться. Лидеры с большей вероятностью будут указывать своим подчиненным выполнять определенные действия, например, назначая задачи или роли и детализируя ожидания. Наставники, однако, подают пример, рассказывают о мудрости, накопленной за годы опыта, и позволяют ученику прийти к собственному выводу. Направление, которое лидер хочет, чтобы их младшие выбрали, ясно, но наставник подразумевает идеальное направление и позволяет подопечным реализовать его самостоятельно.
Авторитет против доверенного лица
Есть ключевое различие в том, как лидер относится к своим последователям, а наставник относится к своим подопечным. В отношениях лидер-последователь лидер является авторитетом, из которого вытекают направления. Однако отношения между наставником и подопечным являются двунаправленными и более близкими. Наставник может поделиться опытом, чтобы обогатить подопечного, но подопечный также может поделиться своим опытом с наставником, который действует как доверенное лицо. Динамика отношений между наставником и подопечным также более открыта, что позволяет подопечному обратиться к наставнику за советом или поделиться идеями, в то время как лидер обычно менее доступен.
Ответы против вопросов
Лидеры часто имеют четкое представление о том, чего они хотят и как этого достичь. На вопрос о предмете они могут дать вам определенный ответ. Например, во время обзора производительности руководитель может указать сильные стороны сотрудника, области улучшений и меры, которые он хотел бы видеть сотрудником к следующему обзору.
Наставники чаще задают вопросы, чем дают четкие ответы. Например, если подопечный спрашивает об их сильных и слабых сторонах, их наставник может спросить о недавних достижениях подопечного, их собственном мнении о своей работе и каковы их личные цели по улучшению. С помощью этой линии вопросов наставник может научить подопечного разрабатывать свои собственные ответы.